Содержание
Можно с уверенностью сказать, что начало свое этикет берет еще с древности и базируется на принципах, которыми следует руководствоваться всем без исключения членам социума. К некоторым его представителям (в частности, к правозащитникам, юристам) предъявляются особые требования.
Юридический этикет имеет специфику — она сопряжена с тем, что профессиональная деятельность юриста, адвоката или следователя связана с особыми нравственными проблемами и ситуациями, которые нигде больше не встречаются.
К работникам юстиции предъявляют повышенные моральные требования, ведь они влияют на судьбы других людей, которые обратились к ним за помощью. Для юристов важно строжайшее соблюдение закона и морали.
Специфика и принципы профессиональной этики юриста
Этикет – неотъемлемая часть профессиональной деятельности каждого юриста. Следуя принципам и положениям поведения в обществе, представители этой профессии подтверждают собственный статус. Гарантируют надежность в разрешении спорных дел и, безусловно, качество предоставляемых услуг.
На практике к профессиональной составляющей юридического этикета предъявляются конкретные требования:
- вежливость;
- тактичность;
- корректность и непредвзятость;
- пунктуальность;
- моральная и психологическая устойчивость;
- компетентность.
Служебный этикет юриста представляет собой свод требований и правил. Их следует неукоснительно придерживаться и четко руководствоваться ими в своей деятельности. Юридический этикет, его положения, закреплен в служебных полномочиях.
Виды юридического этикета
Этикет, безусловно, складывается из норм политических и социальных. Он статичен в своей основе, традиционных нормах, но все же несколько видоизменяется, дополняется новыми правилами с учетом времени и положения дел в странах. И если юрист работает в обществе, регулярно контактирует с другими людьми, то ему необходимо следить за возможными изменениями правил поведения.
Существуют такие виды этикета:
дипломатический этикет – это правила, которым должны следовать дипломатические лица и другие официальные особы, общаясь на приемах официального уровня;
государственный этикет – строго регламентирует поведение людей в ходе общения с деятелями от политики и руководящими персонами государств.
Повседневный этикет юриста
Судебный этикет обязывает каждого юриста придерживаться следующих требований:
- нельзя применять высказывания, чрезмерно окрашенные эмоционально, сильно жестикулировать, кричать, нецензурно выражаться;
- специалист не может «вешать» ярлыки на возможно виновную персону, вести процесс бездоказательно, давать качественные оценки обвиняемому и его действиям;
- работник юстиции в своей деятельности должен следовать принципам морали;
- в ходе судебного процесса использовать юридическую лексику.
Публичные деловые контакты
Юридическому лицу законодательно не запрещено выступать по TV, на радио или давать интервью и т. д. При этом существует определенный порядок поведения юриста. Так, он не должен:
- лично судить о деле, в котором принимает участие обвиняющая/защищающая сторона;
- осуждать обвиняемого, поскольку выступает гарантом защиты достоинства и чести защищаемого им лица;
- затрагивать политические, религиозные и прочие темы;
- спрашивать собеседника о том, что может вызвать у него неловкость.
И, напротив, юрист должен:
- действовать в законных рамках, проявлять тактичность к своему оппоненту;
- выступая публично, строить собственную речь грамотно; если имеется такая возможность, то обговорить все вопросы загодя.
Этикет в конфликтных ситуациях
В подобных ситуациях юрист никогда не должен забывать о нравственной ответственности.
Человек, занимающийся юридической деятельностью, в первую очередь, должен научиться вести диалог без перехода на личности.
Основное требование – прилично вести себя в зале судебных заседаний, общаясь с судьей, обвиняемой и потерпевшей стороной, со слушателями, а также представителями власти.
При ведении конфликтных переговоров основу поведения юриста должна составлять вежливость, которая проявляется в равной степени и к вышестоящим особам, и к потерпевшему, и обвиняемому.
Внешний вид
В данном случае известная пословица о том, как встречают и провожают человека (по одежке и уму, соответственно), не применима к юристу.
Особа, встречающаяся с людьми, которая помогает решать проблемы в законодательных рамках, выглядеть должна аккуратно и скромно. Одежда выражает внутренние его качества. Если юрист неопрятен, его это, безусловно, не красит, и доверия со стороны клиентов можно не ожидать. И, напротив, если специалист одевается вычурно, это также неблагоприятно сказывается на мнении окружающих.
Одеваться необходимо, придерживаясь делового стиля. Выбирая обувь, прическу и аксессуары, принимать во внимание чувство меры.
Речевой этикет юриста
Юристу необходимо строить собственную речь, пользоваться интонацией так, чтобы не оттолкнуть клиента.
В качестве основных рекомендаций в данном случае может служить следующее:
- собственные мысли излагать ясно и четко. Поскольку у клиента нет юридического образования, специалист в этой области должен пояснить «зерно» проблемы на понятном для него «языке»;
- обращаясь к клиенту, придерживаться границ дозволенного. Т. е. всегда должна наличествовать субординация;
- юмор использовать осторожно;
- строить разговор на доброжелательной ноте. Общаться спокойно, не спеша, однако, уверенно, и без применения слов – «паразитов»;
- уметь слушать клиента, входить в его положение, контактировать с ним взглядом;
- руководствоваться правилами морали.
И юрист не может:
- требовать у человека сознаться в чем-то содеянном, повышать на него голос;
- ведя деловую переписку использовать жаргонизмы. Свои требования следует составлять правильно. Грамматические и пунктуационных ошибок в письмах быть не должно.
И в заключение стоит отметить, что для специалиста одного знания правил юридического этикета недостаточно. Юрист должен уметь в непринужденной форме, естественно следовать этим требованиям-установкам. Что достигается ежедневной работой над собой, оттачиванием манер, доведением их до исполнения на автоматическом уровне без контроля сознанием.