Деловой этикет в России

Успех в финансовых делах зависит не только от профессиональных знаний, но и от умения общаться с людьми. В бизнес-среде выработаны нормы и правила поведения. Они касаются субординации согласно занимаемому положению, статусу и возрасту. Эти правила называются деловым этикетом.

Рукопожатие деловое

Отличительные особенности делового этикета в России

Особенности делового этикета в России объясняются тем, что Россия многонациональная страна, каждый субъект которой имеет свои традиционные правила поведения. Каноны приличного поведения имеют различия в европейской и азиатской части Российской Федерации. Иностранцы, побывавшие в разных регионах, могут вынести совершенно различное мнение, каковы национальные особенности делового этикета в России.

Хотя общепринятого российского этикетного стиля поведения нет, во всех ситуациях следует соблюдать чувство такта, проявлять вежливость и доброжелательность. Российские компании ведут дела в содружестве со многими зарубежными и отечественными партнерами. Бизнес предполагает знание основных правил этикета и особенностей той страны, с представителями которой ведутся переговоры.

Одна из российской особенности – обращение к собеседнику или коллеге по имени и отчеству и на «Вы». Понятия этикетной улыбки в России не существует. Искренняя улыбка воспринимается как проявление радости.

Приняты рукопожатия при начале и окончании встречи. При этом не стоит пытаться лично поздороваться с большим количеством присутствующих лиц. При деловых встречах не работает гендерный признак – женщины имеют равные права. В этом случае важнее занимаемая ими должность.

 

Еще одной отличительной особенностью является русское гостеприимство. Важные переговоры заканчиваются фуршетом в офисе или приглашением в ресторан. При этом гостям вручаются памятные сувениры. Могут быть предложены экскурсии по интересным местам города.

Основные правила делового этикета

Степень официальности зависит от статуса делегации. Для заключения взаимовыгодных договоров приезжают руководители предприятий или топ-менеджеры. При этом соблюдается заранее составленный протокол, с которым должны быть ознакомлены все участники. Даже при хорошем знании английского языка, практически признанного международным, на встрече необходимо присутствие переводчика.

Важен момент встречи делегации в аэропорту. Следует предварительно узнать прогноз погоды и при необходимости приготовить зонтики. Если глава фирмы совершает визит вместе с женой, то хорошим тоном будет преподнести ей букет.

Во время совещания не следует занимать место, предназначенное для руководителя предприятия. При его появлении сотрудники должны приветствовать его вставанием.

Хороший тон – умение терпеливо выслушивать всех выступающих. Этим демонстрируется уважение к мнению гостей и своих сотрудников. Они будут польщены, если при этом делаются пометки в предусмотрительно предоставленных блокнотиках. Такая привычка является полезной, поскольку запомнить все сказанное невозможно, а основные тезисы в своих записях помогут восстановить ход дискуссии.

Выступающему следует ценить чужое время. Доклад должен быть кратким, но интересным, не позволяющим отвлекаться на другие мысли. Важен темп речи. Он должен быть средним, поскольку думающих быстро раздражает медлительная речь, а неторопливые не будут успевать за сказанным скороговоркой.

Важно соблюдать дистанцию между присутствующими людьми. Социально приемлемыми являются 50 см.

Современный стиль одежды

Опрятность в одежде не является исчерпывающим требованием. Хорошо, если сотрудники следят за течением моды, но не все ее элементы будут уместны в рабочей обстановке. На многих фирмах является обязательным использования дресс-кода. Даже, если он не является очень строгим, недопустим приход на работу в шортах и шлепанцах. В офисе наиболее уместен деловой костюм.

Деловой костюм

В престижных компаниях отступление от дресс-кода, установленного официальными правилами, является недопустимым. Это касается цвета рубашек и галстуков у мужчин, блузок и длины юбок у женщин.

Грамотная речь – признак профессионализма и образованности

Требования к грамотности касаются не только умения разговаривать, но и правильного оформления деловых писем и других документов. При этом обязателен официальный стиль изложения. Обращение в письме может начинаться со слова «Уважаемый». Недопустимы любые орфографические ошибки.

Этикет предписывает вести разговор спокойным тоном в любой ситуации, даже если взгляды собеседников являются спорными. Естественно, недопустимы нецензурные выражения. Существуют темы, на которые не рекомендуется говорить, например, про религию, политику, болезни, личном заработке, возрасте у женщин.

Пунктуальность

Обязательная составляющая деловой репутации – пунктуальность. Чтобы вовремя успевать делать все свои дела и не опаздывать на деловые встречи рекомендуется изучить основы тайм-менеджмента. Опоздание может быть расценено как недостаточное уважение к партнеру и повлиять на дальнейший ход переговоров.

Коммерческая тайна

В России разглашение коммерческой тайны приравнено к измене Родины в масштабах предприятия. Помимо увольнения виновный сотрудник может столкнуться с ситуацией, когда его неблагонадежность станет известна другим фирмам, осуществляющим свою деятельность в этой области. Тогда его дальнейшее трудоустройство станет весьма проблематичным.

Телефонные разговоры

В серьезных фирмах пресекаются личные разговоры по служебному телефону. Во время деловых встреч следует выключить свой мобильник, или, по крайней мере, перевести его на вибродозвон.

Если телефонный звонок осуществляется в рамках исполнения служебных обязанностей, то следует выполнять определенные правила:

  • Представиться и назвать организацию, от имени которой звоните.
  • Узнать, удобно ли сейчас разговаривать. Если, нет, то когда можно перезвонить.
  • Сохранять вежливую интонацию на протяжении всего времени.
  • Постараться сделать разговор кратким, изложив самую суть.
  • Вежливо попрощаться, поблагодарив за потраченное время.
  • Если во время звонка договариваются о встрече, то следует сразу записать на подготовленном листке точное время и место.

Бизнес-ланч

Потенциальному партнеру по бизнесу можно предложить совместное посещение кафе или ресторана. Чтобы в дальнейшем не возникло вопроса о том, кто должен платить за деловой обед, следует заранее договориться об этом. Обычно платит приглашающая сторона, но возможен вариант, когда расходы несут поровну.

Заключение

Знание этикета поможет только в том случае, когда не будет внутреннего напряжения. Корректное поведение во всех областях жизни поможет стать желанным деловым партнером и просто приятным человеком.

Ссылка на основную публикацию