Особенности этикета и поведения госслужащих, кодекс этики

Поведение и манера разговоров сразу показывают уровень развития человека. Особенно важно учитывать это на работе, где мнение собеседника складывается не только о специалисте, но и о госоргане. Этикет государственного служащего написан для того, чтобы репутация ни одной из сторон не пострадала.

Заседание чиновников

Этикет государственных и муниципальных служащих

Работники должны придерживаться требований и рекомендаций «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Этот правовой документ разработан на базе российских и мировых законов, а также с учетом нравственной политики страны.

Зачем и для чего нужен кодекс

Кодекс содержит общие нормы выполнения работником своих профессиональных обязанностей и преследует следующие цели:

  • создание и выполнение единых принципов поведения на работе;
  • поддержание, укрепление авторитетных позиций госорганов;
  • повышение уровня доверия к госструктурам со стороны населения;
  • самоконтроль чиновников во время службы над собственными нравственными и моральными устоями.

Закон призван обеспечить надлежащее исполнение госслужащими своих полномочий. По отношению к тексту документа, можно судить о профессионализме или недостаточной квалификации сотрудника. При различных кадровых перестановках, выявлении фактов нарушений кодекса, создается специальная комиссия. Она определяет, какое качество не входит в этикет госслужащего, вернее, противоречит установленным морально-нравственным нормам.

В зависимости от структуры учреждения, особенностей его деятельности, на местах разрабатываются собственные нормативы (армия, суды, дума и т.д.). Но за основу берут этот типовой документ.

Основные положения кодекса

Госслужащий должен осознавать свою ответственность перед обществом, страной. Самым главным пунктом является соблюдение прав и свобод человека.

Мужчина читает Конституцию
Кратко охарактеризовать правила поведения госслужащих можно так:

  • честно и в полной мере оказывать квалифицированную помощь;
  • трудиться беспристрастно, не отдавая предпочтение людям и учреждениям определенных
  • социальных статусов и групп населения;
  • исключить дискриминацию по каким-либо признакам (пол, возраст, национальность и т.д.);
  • избегать конфликтов и соблюдать правила этикета;
  • не использовать полномочия в корыстных целях;
  • выступать с публичными высказываниями только в случае наличия таких полномочий,
  • уважительно высказываться относительно руководства госструктуры;
  • предоставлять сведения о своих доходах и членов семьи;
  • противостоять любому влиянию со стороны граждан и представителей учреждений;
  • сохранять конфиденциальность персонализированной информации о гражданах и организациях;
  • стремиться к оптимизации расхода подотчетных ресурсов.

Госслужащий должен помнить, что гражданин вправе ожидать общения в соответствии с положениями кодекса. Достаточно опираться на морально-нравственные нормы делового общения: вежливость, тактичность, скромность, благородство, точность. Свод правил предписывает сотрудникам с уважением относиться к гражданам, соблюдать нормы этикета. Запрещаются любые оскорбления, обвинения, угрозы, предвзятые упреки.

Речевой этикет государственного и муниципального служащего

В работе государственной и муниципальной службы наиболее важным инструментом является речь. Это главное средство общения. Большие проблемы в работе управленческой системы и значительноме снижение эффективности возникают при неправильном использовании речевых средств. Ошибки в речи официальных лиц, нарушение норм этикета речевого поведения  формируют негативный образ власти.

Для положительного имиджа чиновника необходимо соблюдение правил речевого этикета, в частности:

  • безупречное владение государственным языком Российской Федерации;
  • богатый словарный запас;
  • соблюдение речевого этикета (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, выбор полного или сокращенного имени, формы обращения);
  • употребление вульгарной, жаргонной лексики в официальном общении, безусловно, недопустимо;
  • владение навыками публичной речи, знание основ ораторского и полемического мастерства.

Согласно этикету государственного служащего, внешний вид должен вызывать уважение у населения и быть в рамках делового стиля.

Бюрократия и коррупция

Это явление в госструктурах, при котором люди обладающие властью ведут дела формально и кропотливо, затягивая решения вопросов. Этикет государственных служащих предрасположен к бюрократии. По заявлениям специалистов, этим достигается максимальный эффект в работе организационно-правовой системы. Проблема в том, что бюрократия – основная причина дачи взяток.

Бюрократия

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, властью с целью личного обогащения.
Этикет муниципального служащего, чиновника предусматривает полное соблюдение со стороны сотрудника всех норм существующего законодательства.

Государственным чиновникам запрещено получение подарков.
Сотрудник, которого пытались заинтересовать каким-либо образом с целью ускорения его работы, обязан сообщить об инциденте руководству или в соответствующие инстанции.

Хищения, дача и получение взятки – наиболее тяжкие нарушения закона.

Что будет за несоблюдение кодекса этики

Закон предусматривает различные меры:

  • моральное порицание действий сотрудника на собрании;
  • изъятие подарков у госслужащего в пользу той структуры, в которой он состоит;
  • открытие административного или уголовного дела, если действия государственного служащего выходят не только за рамки этикета, но и других законов.

Обязанность служащего – вызывать доверие и уважение к госорганам у граждан, соблюдать нормы этикета. Моральное осуждение уже должно останавливать этичного человека перед нарушением кодекса.
Поведенческий и речевой этикет государственного и муниципального служащего определяют уровень личной профессиональной подготовки и влияют на мнение населения о работе госструктуры. Вежливое обращение к гражданам, отсутствие конфликта заинтересованности, беспристрастное исполнение своих обязанностей – залог успешной личной карьеры и успех общества в целом.

Ссылка на основную публикацию