Содержание
Поведение и манера разговоров сразу показывают уровень развития человека. Особенно важно учитывать это на работе, где мнение собеседника складывается не только о специалисте, но и о госоргане. Этикет государственного служащего написан для того, чтобы репутация ни одной из сторон не пострадала.
Этикет государственных и муниципальных служащих
Работники должны придерживаться требований и рекомендаций «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Этот правовой документ разработан на базе российских и мировых законов, а также с учетом нравственной политики страны.
Зачем и для чего нужен кодекс
Кодекс содержит общие нормы выполнения работником своих профессиональных обязанностей и преследует следующие цели:
- создание и выполнение единых принципов поведения на работе;
- поддержание, укрепление авторитетных позиций госорганов;
- повышение уровня доверия к госструктурам со стороны населения;
- самоконтроль чиновников во время службы над собственными нравственными и моральными устоями.
Закон призван обеспечить надлежащее исполнение госслужащими своих полномочий. По отношению к тексту документа, можно судить о профессионализме или недостаточной квалификации сотрудника. При различных кадровых перестановках, выявлении фактов нарушений кодекса, создается специальная комиссия. Она определяет, какое качество не входит в этикет госслужащего, вернее, противоречит установленным морально-нравственным нормам.
В зависимости от структуры учреждения, особенностей его деятельности, на местах разрабатываются собственные нормативы (армия, суды, дума и т.д.). Но за основу берут этот типовой документ.
Основные положения кодекса
Госслужащий должен осознавать свою ответственность перед обществом, страной. Самым главным пунктом является соблюдение прав и свобод человека.
Кратко охарактеризовать правила поведения госслужащих можно так:
- честно и в полной мере оказывать квалифицированную помощь;
- трудиться беспристрастно, не отдавая предпочтение людям и учреждениям определенных
- социальных статусов и групп населения;
- исключить дискриминацию по каким-либо признакам (пол, возраст, национальность и т.д.);
- избегать конфликтов и соблюдать правила этикета;
- не использовать полномочия в корыстных целях;
- выступать с публичными высказываниями только в случае наличия таких полномочий,
- уважительно высказываться относительно руководства госструктуры;
- предоставлять сведения о своих доходах и членов семьи;
- противостоять любому влиянию со стороны граждан и представителей учреждений;
- сохранять конфиденциальность персонализированной информации о гражданах и организациях;
- стремиться к оптимизации расхода подотчетных ресурсов.
Госслужащий должен помнить, что гражданин вправе ожидать общения в соответствии с положениями кодекса. Достаточно опираться на морально-нравственные нормы делового общения: вежливость, тактичность, скромность, благородство, точность. Свод правил предписывает сотрудникам с уважением относиться к гражданам, соблюдать нормы этикета. Запрещаются любые оскорбления, обвинения, угрозы, предвзятые упреки.
Речевой этикет государственного и муниципального служащего
В работе государственной и муниципальной службы наиболее важным инструментом является речь. Это главное средство общения. Большие проблемы в работе управленческой системы и значительноме снижение эффективности возникают при неправильном использовании речевых средств. Ошибки в речи официальных лиц, нарушение норм этикета речевого поведения формируют негативный образ власти.
Для положительного имиджа чиновника необходимо соблюдение правил речевого этикета, в частности:
- безупречное владение государственным языком Российской Федерации;
- богатый словарный запас;
- соблюдение речевого этикета (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, выбор полного или сокращенного имени, формы обращения);
- употребление вульгарной, жаргонной лексики в официальном общении, безусловно, недопустимо;
- владение навыками публичной речи, знание основ ораторского и полемического мастерства.
Согласно этикету государственного служащего, внешний вид должен вызывать уважение у населения и быть в рамках делового стиля.
Бюрократия и коррупция
Это явление в госструктурах, при котором люди обладающие властью ведут дела формально и кропотливо, затягивая решения вопросов. Этикет государственных служащих предрасположен к бюрократии. По заявлениям специалистов, этим достигается максимальный эффект в работе организационно-правовой системы. Проблема в том, что бюрократия – основная причина дачи взяток.
Коррупция — это злоупотребление служебным положением, властью с целью личного обогащения.
Этикет муниципального служащего, чиновника предусматривает полное соблюдение со стороны сотрудника всех норм существующего законодательства.
Государственным чиновникам запрещено получение подарков.
Сотрудник, которого пытались заинтересовать каким-либо образом с целью ускорения его работы, обязан сообщить об инциденте руководству или в соответствующие инстанции.
Хищения, дача и получение взятки – наиболее тяжкие нарушения закона.
Что будет за несоблюдение кодекса этики
Закон предусматривает различные меры:
- моральное порицание действий сотрудника на собрании;
- изъятие подарков у госслужащего в пользу той структуры, в которой он состоит;
- открытие административного или уголовного дела, если действия государственного служащего выходят не только за рамки этикета, но и других законов.
Обязанность служащего – вызывать доверие и уважение к госорганам у граждан, соблюдать нормы этикета. Моральное осуждение уже должно останавливать этичного человека перед нарушением кодекса.
Поведенческий и речевой этикет государственного и муниципального служащего определяют уровень личной профессиональной подготовки и влияют на мнение населения о работе госструктуры. Вежливое обращение к гражданам, отсутствие конфликта заинтересованности, беспристрастное исполнение своих обязанностей – залог успешной личной карьеры и успех общества в целом.