Содержание
Давно прошли времена, когда как грибы после дождя возникали разнообразные ОАО, кооперативы, маленькие фирмы и небольшие офисы. Они объединяли под своей крышей людей с разным уровнем профессиональной подготовки, развития деловых качеств и отношением к работе. Сегодня успешная компания стремится к созданию своей собственной политики, определенного имиджа и бренда.
Успешная фирма готова декларировать свои приоритеты, используя все возможные маркетинговые ходы и рекламные средства. Огромные ресурсы в вопросах управления персоналом и брендирования фирмы предоставляет корпоративный этикет.
Корпоративная культура
Корпоративная культура представляет собой сложившуюся в организации модель поведения сотрудников компании, общепринятую для всех работников. Она, как правило, является отражением основных ценностей, целей и задач, которые определяют политику фирмы. Формируется корпоративная культура отчасти стихийно, но при грамотном подходе руководства компании в значительной степени целенаправленно. Впрочем, обязательное для всех работников подчинение правилам корпоративного этикета — явление вполне логичное и естественное. Эти правила основаны на общепринятых принципах делового общения, и призваны обеспечить создание рабочей атмосферы, способствующей максимальной работоспособности сотрудников.
Офисный этикет
Безусловно, корпоративный этикет каждой компании будет иметь свои особенности и характерные черты, но основные правила офисного этикета прослеживаются в любом корпоративном кодексе. Необходимо помнить, что деловой этикет существенно отличается от светского этикета.
Руководитель мужчина не встает, когда в кабинет входит женщина. Это безусловно не возбраняется, если он хочет подчеркнуть свое уважение и внимание к вошедшей даме, но, в отличие от светского мероприятия, не является обязательным.
Не следует ожидать при проведении деловых переговоров или официальных встреч, что мужчина отодвинет стул, приглашая даму присесть. Здесь все равноправные партнеры и каждый отвечает за свой стул сам.
На бизнес –встречах не часто увидишь, как мужчина предупредительно открывает дверь перед собеседницей и это не является дурным тоном. Дверь открывает тот, кто находится к ней ближе всего.
Приведенные примеры подчеркивают только одно, офисный этикет ориентирован на работу. К общепринятым правилам поведения в коллективе, независимо от размеров компании и сферы ее деятельности следует отнести: пунктуальность сотрудников, соответствие внешнего вида принятому корпоративному дресс-коду, умение оставить личные проблемы за порогом офиса, способность к неразглашению служебной информации и т.д. Попробуем разобраться в некоторых деталях корпоративного этикета подробнее.
Оpen space как приветствовать всех
Организация рабочего пространства в режиме Оpen space предъявляет особые требования к поведению в офисном помещении. В принципе, офисный корпоративный этикет не требует от работников здороваться с каждым сотрудником компании, но доброжелательная улыбка и приветственный кивок головы всегда уместны и способствуют доброжелательной рабочей атмосферы. При входе в офисный зал, где работают люди, достаточно ограничиться общим приветствием, не ожидая, что все сотрудники оставят свои дела, чтобы поприветствовать вошедшего.
Работая в оpen space, следует также помнить несколько очевидных и простых правил корпоративного этикета:
- При общении с коллегами разговариваем так, чтобы вас слышал только собеседник и разговор не мешал остальным работникам.
- Для разговора подходим или звоним далеко сидящему коллеге, не пытаясь докричаться до него через весь офисный зал
- Если в обсуждение проблемы вовлечено несколько сотрудников, следует перейти в переговорную комнату.
- Недопустимо работать в офисе с признаками начинающейся простуды или гриппа.
Стиль одежды и внешний вид
Основное правило при выборе делового имиджа – это сдержанность, аккуратность, отсутствие кричащих деталей, чрезмерной косметики и резкого парфюма.
Если в учреждении не используется утвержденный корпоративный дресс-код, то оптимальным будет деловой стиль в одежде. Для мужчин хорошим выбором будет удобный костюм сдержанной расцветки. В некоторых случаях, с точки зрения делового офисного этикета, допустимы классические джинсы, тонкие пуловеры. Категорическое нет растянутым майкам и свитерам, кроссовкам и сандалиям на босу ногу, шортам и бермудам.
Дамам тоже можно порекомендовать деловой юбочный или брючный костюм, офисное платье. В любой серьезной фирме, согласно корпоративному этикету, от сотрудницы изначально ожидают наличия колготок в любую погоду. Список нежелательных предметов гардероба достаточно велик, но выглядит логично. Это все, что употребляется со словом «очень»: очень короткие и обтягивающие наряды, очень высокие каблуки, очень откровенное декольте, очень дорогие и притягивающие взгляд украшения.
Рабочий стол и что на нем может быть
Рабочее место — это личное пространство офисного работника и, конечно, отражает особенности его характера. Но всегда следует помнить, что ваш рабочий стол – это рабочее место сотрудника фирмы, а не романтической барышни или крутого поклонника рок-музыки, поэтому его организация подчиняется корпоративным правилам поведения на рабочем месте. Деловая атмосфера обеспечивается наличием необходимых канцелярских принадлежностей и порядком в деловых бумагах. Из личных вещей, согласно правилам корпоративного этикета, допускается одна или две фотографии близких вам людей в небольшой аккуратной рамке.
Телефон и личные беседы
Достаточно часто выполнение должностных обязанностей предполагает беседы по телефону. При этом следует помнить, что разговор должен вестись в деловом корпоративном стиле, необходимо контролировать громкость своего голоса и постараться быть максимально лаконичным.
Корпоративный этикет регламентирует возможность и длительность личных звонков. Необходимо согласовать с близкими возможный режим звонков, сведя его к минимуму.
Нужно ли стучаться в служебный кабинет по правилам корпоративного этикета?
Рассмотрим на примерах:
- Если речь идет о служебном помещении, в котором трудятся несколько ваших коллег, нет необходимости предупреждать о своем визите и стучаться в дверь.
- Если же это отдельный кабинет, желательно постучать, так как руководитель может быть занят работой с бумагами или телефонным разговором.
Обед за рабочим столом
Правила корпоративного поведения в этом вопросе категоричны. Обед на рабочем месте недопустим. Здесь и санитарно-гигиенические требования, и просто соблюдение элементарных норм этики и этикета, не позволяющие воспитанному человеку принимать пищу одному в окружении работающих коллег. Руководство большинства серьезных фирм сегодня организует специальную комнату для приема пищи, а в некоторых офисах пользуются услугами кейтеринга – доставкой офисных обедов. Если же таких условий нет, то придется прогуляться до ближайшего кафе или столовой. Корпоративными офисными правилами на рабочем месте допускается лишь чашечка чая или кофе.
Подарки коллегам
Ситуация выбора подарка с учетом делового корпоративного этикета возникает в различных праздничных случаях. Это может быть коллективный подарок руководителю в честь какого-либо события. В таком случае личный подарок считается неуместным. А вот памятная надпись от коллектива будет желательна.
Если речь идет о коллегах, то здесь обязательным является правило, исключающее дорогие подарки. Если планируются подарки нескольким коллегам, логично, чтобы они были однотипными. Во многих коллективах принято поздравлять именинников и вручать деньги. Хороший тон требует, чтобы они обязательно были в специальном подарочном конверте.
Категорически нельзя дарить коллегам:
- одежду, за исключением галстуков, шарфов и платков;
- предметы, связанные с религиозной символикой;
- вещи, бывшие в употреблении, за исключением антиквариата;
- предметы домашнего обихода (посуда, домашний текстиль)
Разумнее всего остановить свой выбор на сувенирной продукции, канцелярских товарах, полиграфических изданиях, хороших сортах кофе или чая. Независимо от выбора, следует предусмотреть подарочную упаковку.
Соблюдение офисного этикета призвано защищать интересы компании, работает на достижение основных целей предприятия, способствует формированию ее имиджа. Не стоит забывать и том, что самому сотруднику, корпоративный этикет дает возможность чувствовать себя частью единого целого, формирует ощущение причастности и защищенности.