Содержание
В трудовом коллективе деловые комплименты давно стали проверенным способом продемонстрировать свою вежливость и расположение к коллеге. Люди не привыкли говорить друг другу приятные слова в рабочей обстановке. Но в большинстве западных стран это, наоборот, считается обязательным элементом деловой этики. Уместно использованная фраза поможет быстро установить контакт с незнакомым человеком. Правильно сказанный деловой комплимент поспособствует удачно поведенному собеседованию, конференции или переговорам.
Правила комплимента
Психологический механизм влияния комплимента на человека подразумевает верную подачу. Поэтому подобная форма хвалы — дело тонкое и требует соблюдения ряда требований. Чтобы ваше обращение правильно восприняли, оно должно быть:
- недвусмысленным (отражать лишь положительные качества человека, без метафор);
- без гипербол (иметь максимум небольшое преувеличение);
- учитывать высокое мнение (отражать вашу оценку об уровне отраженных в комплименте качеств);
- без дидактики и претензий (констатировать наличие качества и обойтись без рекомендаций по его улучшению);
- соблюдать субординацию (похвала в адрес особы, которая выше по должности может прозвучать неуважительно и бестактно);
- не затрагивать внешность (так вы даете понять, что внешние данные важнее, чем ум, характер и таланты, поэтому нужно обращать внимание на внутренние качества человека).
Правила делового этикета не советуют из комплимента делать отдельную тему для разговора. Он должен звучать органично в контексте общей беседы и использоваться в умеренном количестве. Также условно важное правило — быть правдивым в своих словах. Старайтесь реже использовать фальшь, банальные фразы или говорить их ради выгоды, поскольку подобная тактика может со временем обернуться против вас и создать негативную репутацию.
Деловое общение основывается не только на поддержании официального взаимодействия, но и на создании доброжелательной атмосферы. А деловой комплимент — это простое и универсальное средство для быстрого достижения благосклонности во время бизнес беседы. Главное соблюдать должный тон и такт.
Темы для комплиментов
Комплимент в деловой среде по своим принципам не сильно отличается от личного, но имеет ограничения по уместным темам. Поэтому объектами для похвалы чаще всего становятся деловые качества или результат работы. Говорить их сотрудникам следует за:
- формат общения (как человек разговаривает, ведет себя с клиентами или партнерами, умеет держать аудиторию);
- положительные достижения (в манере общения появилось больше уверенности, проявление инициативы, стремительный карьерный рост);
- повышение производительности (опыт коллеги, контроль за проектом, выбор подходящей тактики и стратегии, востребованность и занятость особы как специалиста);
- новые задумки и проекты (стоит похвалить человека за инициативность и креатив, даже если воплотить идею не получится на практике).
Осторожнее стоит быть с высказываниями насчет личных качеств и интересов в бизнесе мужчине. Это может быть неверно расценено как флирт. Можно затронуть тему порядочности, пунктуальности, достижений (грамоты, награды, премии) в рабочей деятельности. А также достижения, которые косвенно взаимосвязаны с трудовой деятельностью.
Деловые комплименты вне зависимости от пола
Соблюдать нейтралитет — лучшая тактика, которая позволяет сохранить отношение «начальник-подчиненный», но не превращать общение в сухой формат. Важно найти подходящий баланс и даже в безобидных фразах относиться ко всем на равных и не выделять любимчиков в коллективе. Если не делать привязку к половой принадлежности, то согласно деловому этикету комплимент могут затрагивать:
- пунктуальность («Приятно сотрудничать с надежными партнерами»);
- управленческие способности и исполнение обязательств («Нам импонирует Ваша оперативность в решении данного вопроса»);
- манера поведения («Восхищаюсь людьми с таким жизнелюбием как у вас»);
- удачное место для встречи («Как уместно вы выбрали место для конференции: удобный путь из офиса и хорошая парковка рядом»);
- обстановку офиса или кабинета («Комфортно обустроенный офис и неповторимый вид из окна — у Вас отличный вкус!»).
В деловой сфере субординация и гендерные различия иногда ограничивают возможности для попытки похвалить. Это могут воспринять как лесть или попытку перейти на неформальное общение. Поэтому лучше соблюдать меру и затрагивать только нейтральные качества, которые касаются личности лишь как сотрудника или руководителя. В коммуникации искусство делового комплимента занимает важное место. Необходимо применять его как дополнительный инструмент установления новых контактов по работе.
Комплименты деловым партнерам женщинам
Делать комплименты представительницам прекрасного пола особенно трудно. Важно не ограничиваться одним внешним видом. Нужно подчеркнуть достоинства дамы в первую очередь как работника. Самыми удачными версиями станут упоминания:
- характера и поведения («Вы опытная бизнес-леди! У Вас всегда получается держать все под контролем!»);
- внешнего вида, прическе, маникюру, аксессуарам и деталям гардероба (более уместно прозвучат из уст женщины («Меня всегда поражает Ваш маникюр. Видно, что у Вас талантливый мастер маникюра»);
- интерьера, рабочего стола или обстановки кабинета («У Вас здесь отличная атмосфера: цветы выглядят неповторимо»).
Можно использовать и классические комплименты женщине. Важно в таком случае не подчеркивать, что упомянутые качества неповторимы на общем фоне из-за половой принадлежности, иначе велик риск проявить бестактность и добиться обратного эффекта.
Благодарность клиентам
Такие комплименты называются профессиональными. Они применяются с целью оперативно задержать внимание на себе, быстро и эмоционально придать разговору приятную тональность. Поэтому клиентам такие методы маркетинга могут порой показаться частично преувеличенными и шаблонными:
- выбор товара/услуги («У Вас наметанный глаз: этот смартфон один из лучших в категории!»);
- визуал и манера поведения («Вы смотритесь совсем молодой и стильной в этом платье!»);
- особенности обстановки («У Вас так уютно: все продумано и выполнено с изысканным вкусом»).
Важным элементом благодарности клиенту станет умение увидеть скрытые, но приятные собеседнику качества — стоит похвалить то, что человек считает важным.
Особенности делового общения с подчиненными и руководителем
Для руководителей самого высокого уровня хорошим показателем является умение правильно говорить деловые комплименты. Они неизменно улучшают отношение сотрудников к работе. Ожидания начальников относительно результатов труда своих подчиненных способно напрямую влиять на сами результаты через частые деловые комплименты. Высокая оценка уровня профессионализма оправдывает ожидания — это эффективный метод увеличения производительности труда. Придумать подходящий деловой комплимент подчиненному несложно:
- внимательно слушайте, что говорит и делает собеседник, не торопитесь быстро оценивать и берите на заметку мнение подчиненного;
- возьмите паузу, чтобы понять мотивацию и предпосылки поступков, необязательно хвалить сразу, можно напомнить о положительных качествах позже;
- постарайтесь понять ситуацию со стороны, чтобы комплимент не оказался случайно обидным или неуместным — старайтесь быть оригинальными и честными.
Ситуация, когда руководитель-начальник делает приятные замечания подопечным, — далеко не редкость. Гораздо важнее, насколько это целесообразно в контексте беседы. Удачно подобранный деловой комплимент требует некоторой сноровки и психологического мастерства. Но его грамотное применение облегчит ведение переговоров и общение внутри коллектива.