Содержание
Существует поговорка о сетевом этикете: «Где в интернете переходят на вы — в жизни уже дерутся». Она хорошо описывает основное отличие интернет-общения от реальной беседы — простоту. Действительно, чаще всего в интернете все на ты, а стиль проще, чем при реальном разговоре. Это удобно: можно сказать прямо, что думаешь. Но и шанс случайно задеть собеседника в разы выше. Тем более что текст не передаёт интонаций — безобидную шутку могут принять за оскорбление.
Что же такое — сетевой этикет? Сетевой этикет — это свод правил, выработанных пользователями всемирной сети за годы её существования. Вежливость в интернете делает общение комфортным для собеседников и снижает риск обидеть друг друга.
Особенности общения в интернете
Чтобы понять, что такое сетевой этикет и в чём разница между ним и обычными правилами вежливости, посмотрим, чем отличается общение в интернете от реального.
Анонимность — то, что кардинально отличает сетевые коммуникации. Мы не знаем, кто печатает ответ на наше сообщение, видя только буквы на экране компьютера. Под шутливым ником «Вася Пупкин» может скрываться глава корпорации и руководитель целого университета. А увесистое «Иван Макарович» будет принадлежать не благообразному пенсионеру, а школьнику-приколисту.
Поэтому:
- реверансы, как и снисходительные обращения, неуместны — в интернете нет иерархии пользователей по социальному статусу;
- нужно учитывать, что по ту сторону экрана может находиться человек, не привыкший к фривольному общению;
- чтобы ненароком не обидеть кого-то, кто не понимает грубых шуток, правилами сетевого этикета рекомендуется быть одинаково корректным со всеми.
Есть пользователи, которые намеренно выводят остальных участников дискуссии из себя, — так называемые интернет-тролли. Если вы станете объектом насмешек такого человека — поймёте это по излишне вольной трактовке сказанного вами и открытым попыткам запутать, задеть и спровоцировать на выход за границы приличий. Лучшая тактика для такой ситуации — игнор. Если не реагировать на подстрекательство к конфликту, агрессор быстро потеряет интерес и пойдёт искать себе новую мишень.
Вторая особенность компьютерного этикета — отсутствие строгих правил грамматики и свободный стиль. Старшее поколение привыкло, что письменная речь имеет более официальный характер, чем разговорная. В сети всё иначе. Сетевой этикет позволяет пользователям пренебрегать сложными предложениями и прописными буквами. Многие, порой даже филологи и лингвисты, на форумах пишут всё со строчных букв и пропускают не значимые для смысла знаки препинания. Сетевой этикет допускает, так как это делается ради скорости и удобства набора текста.
Места для общения
Интернет — огромное, теоретически безграничное пространство. Вы вольны выбирать площадку для общения исходя из вкусов и потребностей. Тематические форумы, площадки для знакомств, чаты с быстрыми сообщениями ждут новых пользователей. Но правила поведения и сетевой этикет в разных местах в интернете отличаются.
Социальные сети, форумы и чаты
Социальные сети (Фейсбук, Инстаграм, ВКонтакте и другие) — самый деанонимизированный сегмент интернета. Большинство пользователей в них зарегистрированы под настоящими именами, а на аватарах — реальные фотографии. Это заставляет лишний раз подумать перед тем, как что-то написать, потому соцсеть приближена к жизни сильнее, чем анонимный имиджборд или коллективный блог. Несмотря на схожесть общих принципов, правила поведения, как и сетевой этикет общения в социальных сетях могут различаться. Администрация прописывает их в специальном топике.
Форумы предназначены для группы людей, объединённых общим признаком. Это могут быть:
- территориальное разделение (русские эмигранты в Канаде, жители ЖК «Ореховский»);
- хобби или профессия (программисты, вышивальщицы, любители рыбалки);
- гендерные, возрастные, социальные группы (родители школьников, пенсионеры, женщины).
Чат — самая упрощённая из площадок. Она предназначена для обмена быстрыми сообщениями, поэтому зачастую пользователи коллективных чатов приносят в жертву скорости всё: прописные буквы, запятые, слова вежливости.
Электронная почта
Этикет электронной переписки наиболее приближен к привычным правилам личного общения. При отправке е-мейла нужно использовать большие буквы и обращать внимание на орфографию и пунктуацию (идеальный вариант — пользоваться сервисами для проверки грамотности). К не знакомому близко собеседнику, согласно сетевому этикету, принято обращаться на вы.
У сетевого этикета переписки есть отличительные особенности:
- в начале письма следует поздороваться, по возможности обратившись к адресату по имени;
- в конце сообщения нужно подписаться, указав имя и дополнительные признаки, если они важны (например, должность);
- мобильный сетевой этикет предписывает обращать внимание на то, насколько письмо удобно для чтения с портативного устройства.
- дурным тоном сетевого этикета считается отправка неудобочитаемого сообщения, в котором нет абзацев и текст не структурирован.
Типичные нарушения сетевого этикета
Основные правила вежливого и безопасного поведения в интернете — уважение к собеседнику и внимательное чтение адресованных вам сообщений. Рекомендуется не выходить из себя, не отвечать на провокации и вести себя спокойно. Однако новички (даже без злого умысла) часто допускают одни и те же ошибки при общении в сети.
Привлечение внимания
Если вы создали тему на форуме, а ответов на неё по истечении двух часов ожидания так и нет, — не нужно создавать новую, чтобы привлечь внимание форумчан к первой — это противоречит правилам сетевого этикета. Пользователи хотят решать самостоятельно, что им читать и комментировать. Попытки прислать ссылку на свой вопрос в личные сообщения или выложить в других темах приведут к обратному результату.
Игнор
Неприлично молчать, если вам задан корректный, вежливый вопрос по теме. Конечно, бывают исключения, когда вы физически не можете ответить и заняты другими делами. Но если вы активно общаетесь в чате или блоге и намеренно игнорируете одного из юзеров, это выглядит как пассивная агрессия. Сетевой этикет не приветствует такое поведение.
Некорректный ответ
Рекомендуется отвечать на реплики собеседника так, чтобы он понял ваше мнение, но не оскорбился. Не стоит отвечать вопросом на вопрос. Сетевой этикет предписывает уважительное отношение к собеседнику.
Флейм
Флейм (от англ. flame — пламя) — обмен сообщениями, не имеющими отношения к обсуждаемому предмету, часто — вообще не имеющими темы. Например, дружескими насмешками и праздной болтовнёй. Личная переписка и фотографии котов неуместны в тематическом посте, посвящённом новому мотоциклу или розыску пропавшего человека. Как правило, администрация интернет-площадки запрещает засорять темы и выносит флеймерам предупреждения о несоблюдении сетевого этикета вплоть до бана аккаунта.
Флуд
Флуд (от англ. flood — наводнение) тоже противоречит интернет-этикету. Под флудом понимают повторяющиеся «мусорные» сообщения. Это может быть как реклама, так и некоммерческий ответ по теме, отправленный несколько раз подряд.
Администрация нелояльна к флудерам и после первого предупреждения может забанить юзера, иногда без права восстановления аккаунта, так как это тяжелое нарушение сетевого этикета.
Спам
Спам — коммерческая массовая рассылка. Его отличие от корректной рекламы в том, что спам отправляется людям, которые не соглашались его получать. Спамеры «работают» по электронной почте или рассылают сообщения с предложением купить услугу, зарегистрироваться или пожертвовать деньги всем подряд. Сейчас, благодаря сетевому этикету, агрессивные методы продвижения продукта в сети, к счастью, устаревают.
Оффтоп
Говоря «оффтоп» или «оффтопик», имеют в виду существенное отклонение от темы в сторону другой, несмежной. Говорить о видах птиц в теме про птичьи кормушки нормально, но призыв обсудить ситуацию на Украине будет расценен, согласно сетевому этикету, как оффтоп.
Хотлинкинг
«Горячая ссылка» — это ссылка на информацию, находящуюся на чужом сервере, вместо выкладывания одной картинки или таблицы. Это расходует ресурсы владельца сервера. Вебмастера не любят пользователей, поступающих вразрез с нормами сетевого этикета, и ваше сообщение могут удалить.
Оверквотинг
Одна цитата — это нормально и даже хорошо, потому что отсылает читателя к тому комментарию, на который вы отвечаете, и помогает уловить суть беседы. Но когда цитат много (тем более если они длинные), это производит эффект, подобный эффекту от флуда, — затрудняет чтение и мешает восприятию информации. Оверквотинга согласно сетевому этикету нужно избегать.
Вежливость и сетевой этикет в интернете
Сетевой этикет в интернете служит той же цели, что и в жизни: сделать дискуссию конструктивной, полезной и избежать ссор. Стоит придерживаться сетевого этикета, если вы хотите, чтобы в спорах, как в старой поговорке, рождалась истина.